События смены технических состояний автомобиля - это повреждения, отказы.

Система технической эксплуатации автомобилей (ТЭА) как наука и как область практической деятельности.

Автомобильный транспорт, как отрасль народного хозяйства, можно представить в виде автомобильной транспортной системы состоящей из:

- системы коммерческой эксплуатации (перевозки);

- системы технической эксплуатации автомобилей (ТЭА).

Задачи системы перевозок: увеличение объема перевозок грузов и пассажиров (от чего зависят доходы, прибыль предприятия), сроки доставки грузов, комфортабельность пассажиров, экономичность и т. д. Эти задачи решает служба эксплуатации авто транспортного предприятия (АТП) под руководством заместителя директора по эксплуатации.

Задачи технической эксплуатации: поддержание в технически исправном состоянии подвижного состава. Систему ТЭА возглавляет главный инженер предприятия. Основой ТЭА является система технического обслуживания (ТО) и ремонта, целью которой в соответствии с ГОСТ 28.001-83 является управление техническим состоянием подвижного состава в течении всего срока эксплуатации до списания, позволяющее обеспечить:

1) заданный уровень готовности к использованию;

2) минимальные затраты времени, труда и средств на выполнение ТО и ремонта.

Из этого следует, что ТЭА – это наука об управлении техническим состоянием подвижного состава автомобильного транспорта.

Цели и задачи технической эксплуатации:

В процессе эксплуатации происходят изменения технического состояния агрегатов, механизмов под влиянием абразивного изнашивания (истирания), пластической деформации, коррозии, усталости металлов, перепадов температур и т. д. В итоге нарушается нормальный режим работы узлов, увеличиваются зазоры. Свыше 80% отказов связано с износом трущихся поверхностей.

износ 1. – период приработки

2. – естественный износ

3 3. – аварийный износ


1 2

®

время работы


К ТЭА предъявляются следующие требования:

- обеспечение эксплуатационной надежности при рациональных материальных и трудовых затратах;

- планово- предупредительный характер проведения ТО и ремонта;

- учет разнообразия условий эксплуатации подвижного состава.

Содержание технической эксплуатации. Это комплекс воздействий на автомобиль с начала поступления его в хозяйство до списания, и он включает:

нового автомобиля

1 обкатка

после капитального ремонта

ежесменное

2 техническое ТО - 1

Обслуживание ТО – 2

Сезонное

1. Планово - послеосмотровой текущий



3 ремонт планово – предупредительный капитальный

планово – принудительный

кратковременное

4 хранение длительное

5 списание

Обкатка - во время обкатки нового или капитально отремонтированного автомобиля (или агрегата) происходит интенсивное изнашивание трущихся поверхностей деталей, осаживаются прокладки, сальники, ослабевает затяжка резьбовых соединений. Поэтому в период обкатки (определен заводом - изготовителем) автомобиль нельзя нагружать более чем на 75%. В этот период надо проводить подтяжку креплений, смену масла, регулировочные работы и т.д. Выполнять все операции указанные в сервисных книжках.

У каждого узла, агрегата, детали есть свой предел, после которого наступает аварийный износ. Чтобы его избежать, необходимо провести операцию ухода, устранить причину возможного аварийного износа, не допустить отказа. Эту задачу решает система технического обслуживания (ТО).

Хранение.

Места хранения:

- в отапливаемых или в не отапливаемых помещениях;

- под навесом;

- на открытых площадках.

Территория должна быть освещена, спланирована и иметь твердое покрытие. Подвижной состав в зоне хранения нужно располагать так. Чтобы был свободный доступ к транспортным средствам (ТС), а в случае необходимости и быстрый выезд из зоны. Направление движения автомобилей должно соответствовать принятым в АТП маршрутам и знакам. Скорость передвижения не более 10км.

2. Тема 2. Основные понятия, термины и определения ТЭА(2 часа)

Различают пять видов технического состояния автомобиля:

Исправное состояние (исправность)- состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (НТКД).

Неисправное состояние (неисправность)- состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТКД (например, температура двигателя выше нормы).



Работоспособное состояние (работоспособность)- состояние автомобиля, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТКД. Автомобиль может быть неисправным, но работоспособным (например, не горят фары, но в светлое время он может работать – осуществлять перевозки, для темного времени он не работоспособен)

Неработоспособное состояние (неработоспособность)- состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТКД (сцепление пробуксовывает)

Предельное состояние- состояние автомобиля или его конструктивных элементов (КЭ), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна. Наступает при превышении допустимых пределов эксплуатационных параметров. При достижении предельного состояния требуется ремонт КЭ или автомобиля в целом (не исправна тормозная система).

Диаграмма изнашивания.

Процесс изнашивания поверхностей деталей автомобиля подразделяется на три периода: период приработки – интенсивное изнашивание, естественный износ – медленное изнашивание аварийный износ – приводит к отказу.

износ 1. – период приработки

2. – естественный износ

3 3. – аварийный износ


1 2

®

время работы

Тема 5. Условия эксплуатации автомобилей(2 часа)

Дорожные условия

Автомобильные дороги подразделяются на пять основных категорий. Категория 1 имеет две подкатегории: 1а; 1б. 1а – наиболее совершенные магистральные дороги государственного значения, в том числе предназначенные для международного сообщения. К остальным категориям относятся прочие дороги государственного, республиканского, краевого, областного и местного значения.

По качеству верхнего покрытия дороги делятся на пять групп:

Д1 – капитальные цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;

Д2 – асфальт со щебнем и гравием, из холодного асфальтобетона;

Д3 – из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими добавками из дегтебетона;

Д4 – из булыжника, колотого камня, малопрочных каменных материалов, в том числе обработанных вяжущими добавками;

Д5 – естественные грунтовые дороги, деревянные настилы.

По типу рельефа местности ( высоте над уровнем моря):

Р1 – равнинный (до 200м);

Р2 - слабо – холмистый (200…300м);

Р3 – холмистый (300…1000м);

Р4 - (1000…2000м);

Р5 - (более 2000м).

Основные технические характеристики автомобильных дорог (по СНиП) Таблица 3.1
Показатели Категория дороги
I III IV V
1-а 1-6
Перспективная среднесуточная интенсивность дви­жения автомобилей в обоих направлениях, авт/сут Более 7000 Более 7000 3000-7000 1000-3000 100-1000 Менее 100
Расчетная скорость движения, км/ч: - основная - для трудных участков пересеченной местности - для трудных участков горной местности 150 120 80 120 100 60 120 100 60 100 80 50 80 60 40 60 40 30
Число полос движения 4;6;8 4;6;8
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 HP
Ширина проезжей части (в обоих направлениях), м 22,5 30 15 22,5 30 7,5 7,0 6,0 4,5
Ширина обочин, м 3,75 3,75 3,75 2,5 2,0 1,75
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м 6,0 5,0 HP HP HP HP
Ширина земляного полотна, м 28,5 36 43,5 27,5 35 42,5
Наибольшие продольные уклоны, %: - основные - на трудных участках пересеченной местности - на трудных участках горной местности 3,0 4,0 6,0 4,0 5,0 7,0 4,0 5,0 7,0 5,0 6,0 8,0 6,0 7,0 9,0 7,0 9,0 10,0
Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля, м: - основное - на трудных участках пересеченной местности - на трудных участках горной местности HP 450 250 450 350 170 450 350 170 350 250 130 250 170 ПО 170 ПО 90
Наименьшие радиусы кривых в плане, м: - основные - в горной местности 1200 250 800 125 800 125 600 100 300 60 150 30
Наименьшие радиусы вертикальных выпуклых кри­вых (в продольном профиле), м: - основные - в горной местности 30000 5000 15000 2500 15000 2500 10000 1500 5000 1000 2500 600
Наименьшие радиусы вертикальных вогнутых кри­вых (в продольном профиле), м: - основные - в горной местности 8000 1000 5000 600 5000 600 3000 400 2000 300 1500 200

Транспортные условияэксплуатации характеризуются условиями маршрутов, которые определяются коэффициентами и показателями:

-l-длина груженой ездки, км;

- р - коэффициент использования пробега;

- у— коэффициент использования грузоподъемности;

- / - средняя величина уклона дороги на маршруте, %;

- К„р- коэффициент использования прицепов;

- П - коэффициент помехо насыщенности маршрута (отношение скорости
автомобиля на данном маршруте к скорости автомобиля на загородном
участке дороги I категории);

- род перевозимого груза.

Вопросы для экзамена

1. Понятие коммерческой и технической эксплуатации. их задачи

2. Цели технической эксплуатации

3. содержание технической эксплуатации

4. Перечислить и объяснить виды технического состояния автомобиля

5. Объяснить понятия: повреждение. Отказ, восстановление, ремонт.

6. Назначение ТО, виды ТО, содержание каждого вида

7. Виды ремонта

8. Надежность автомобиля, ее признаки, способы повышения

9. Качество автомобиля, показатели качества. Пути повышения

10. Виды изнашивания, объяснить каждый вид

11. Диаграмма изнашивания, объяснить каждую область

12. Группы покрытия дорог, типы рельефа местности

13. Транспортные и природно-климатические условия эксплуатации автомобилей

14. Что такое нестационарные режимы работы ДВС, их влияние на износ

15. Влияние скоростных и нагрузочных режимов работы на износ деталей КШМ

16 Влияние тепловых режимов работы ДВС на износ деталей КШМ, оптимальные режимы

17. Показатели технической готовности (КТГ), объяснить на примере, пути повышения

18. Объяснить на примере значение коэффициента выпуска автомобилей на линию (КВЛ), пути его повышения

19. Показать на примерах как определяется техническая и эксплуатационная скорость, пути их повышения

20. Показать на примерах как определяется коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, пути их повышения

21. Что такое объем перевозок и грузооборот (транспортная работа), их разница, пути повышения.

Система технической эксплуатации автомобилей (ТЭА) как наука и как область практической деятельности.

Автомобильный транспорт, как отрасль народного хозяйства, можно представить в виде автомобильной транспортной системы состоящей из:

- системы коммерческой эксплуатации (перевозки);

- системы технической эксплуатации автомобилей (ТЭА).

Задачи системы перевозок: увеличение объема перевозок грузов и пассажиров (от чего зависят доходы, прибыль предприятия), сроки доставки грузов, комфортабельность пассажиров, экономичность и т. д. Эти задачи решает служба эксплуатации авто транспортного предприятия (АТП) под руководством заместителя директора по эксплуатации.

Задачи технической эксплуатации: поддержание в технически исправном состоянии подвижного состава. Систему ТЭА возглавляет главный инженер предприятия. Основой ТЭА является система технического обслуживания (ТО) и ремонта, целью которой в соответствии с ГОСТ 28.001-83 является управление техническим состоянием подвижного состава в течении всего срока эксплуатации до списания, позволяющее обеспечить:

1) заданный уровень готовности к использованию;

2) минимальные затраты времени, труда и средств на выполнение ТО и ремонта.

Из этого следует, что ТЭА – это наука об управлении техническим состоянием подвижного состава автомобильного транспорта.

Цели и задачи технической эксплуатации:

В процессе эксплуатации происходят изменения технического состояния агрегатов, механизмов под влиянием абразивного изнашивания (истирания), пластической деформации, коррозии, усталости металлов, перепадов температур и т. д. В итоге нарушается нормальный режим работы узлов, увеличиваются зазоры. Свыше 80% отказов связано с износом трущихся поверхностей.

износ 1. – период приработки

2. – естественный износ

3 3. – аварийный износ


1 2

®

время работы


К ТЭА предъявляются следующие требования:

- обеспечение эксплуатационной надежности при рациональных материальных и трудовых затратах;

- планово- предупредительный характер проведения ТО и ремонта;

- учет разнообразия условий эксплуатации подвижного состава.

Содержание технической эксплуатации. Это комплекс воздействий на автомобиль с начала поступления его в хозяйство до списания, и он включает:

нового автомобиля

1 обкатка

после капитального ремонта

ежесменное

2 техническое ТО - 1

Обслуживание ТО – 2

Сезонное

1. Планово - послеосмотровой текущий

3 ремонт планово – предупредительный капитальный

планово – принудительный

кратковременное

4 хранение длительное

5 списание

Обкатка - во время обкатки нового или капитально отремонтированного автомобиля (или агрегата) происходит интенсивное изнашивание трущихся поверхностей деталей, осаживаются прокладки, сальники, ослабевает затяжка резьбовых соединений. Поэтому в период обкатки (определен заводом - изготовителем) автомобиль нельзя нагружать более чем на 75%. В этот период надо проводить подтяжку креплений, смену масла, регулировочные работы и т.д. Выполнять все операции указанные в сервисных книжках.

У каждого узла, агрегата, детали есть свой предел, после которого наступает аварийный износ. Чтобы его избежать, необходимо провести операцию ухода, устранить причину возможного аварийного износа, не допустить отказа. Эту задачу решает система технического обслуживания (ТО).

Хранение.

Места хранения:

- в отапливаемых или в не отапливаемых помещениях;

- под навесом;

- на открытых площадках.

Территория должна быть освещена, спланирована и иметь твердое покрытие. Подвижной состав в зоне хранения нужно располагать так. Чтобы был свободный доступ к транспортным средствам (ТС), а в случае необходимости и быстрый выезд из зоны. Направление движения автомобилей должно соответствовать принятым в АТП маршрутам и знакам. Скорость передвижения не более 10км.

2. Тема 2. Основные понятия, термины и определения ТЭА(2 часа)

Различают пять видов технического состояния автомобиля:

Исправное состояние (исправность)- состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (НТКД).

Неисправное состояние (неисправность)- состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТКД (например, температура двигателя выше нормы).

Работоспособное состояние (работоспособность)- состояние автомобиля, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТКД. Автомобиль может быть неисправным, но работоспособным (например, не горят фары, но в светлое время он может работать – осуществлять перевозки, для темного времени он не работоспособен)

Неработоспособное состояние (неработоспособность)- состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТКД (сцепление пробуксовывает)

Предельное состояние- состояние автомобиля или его конструктивных элементов (КЭ), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна. Наступает при превышении допустимых пределов эксплуатационных параметров. При достижении предельного состояния требуется ремонт КЭ или автомобиля в целом (не исправна тормозная система).

События смены технических состояний автомобиля - это повреждения, отказы.

Повреждение- событие, заключающееся в нарушении исправного состояния КЭ автомобиля при сохранении работоспособного состояния (вмятина на облицовке).

Отказ- событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния автомобиля (заклинило коробку передач).

Базовыми понятиями по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту автомобилей являются:

Техническое обслуживание- направленная система технических воздействий на КЭ автомобиля с целью обеспечения его работоспособности (регулировка клапанов, прокачка привода тормозов)

Техническая диагностика– определение технического состояния автомобиля или агрегата без разборки. Она позволяет снизить затраты, сократить сроки устранения неисправностей за счет того, что точно определена причина неисправности. Это и наука, разрабатывающая методы исследования технического состояния автомобилей и его КЭ, а также принципы построения и организацию использования систем диагностирования.

Техническое диагностирование- процесс определения технического состояния КЭ автомобиля с высокой точностью. Диагностирование можно проводить на слух, визуально, по ощущениям (это доступно только высококвалифицированному специалисту), но более точно и быстро с помощью приборов и специального оборудования, и тоже нужна высокая квалификация.

Восстановление- процесс перевода автомобиля или его КЭ из неисправного состояния в исправное (отрегулировать сцепление, зарядить аккумулятор).

Ремонт - процесс перевода автомобиля или его агрегата из неработоспособного состояния вработоспособное (отремонтировать двигатель).

Тема 7, 8. Система техническое обслуживание (ЕО, ТО-1, ТО-2, СО) и ремонта(4 часа)

Назначение работ по ТО - поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечение надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды и т.д. ТО, как правило, проводиться без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов и деталей.

Ежесменное обслуживание (ЕО) проводится с целью контроля общего состояния автомобиля. В конце смены проверяется работа всех механизмов и систем (работа двигателя, показания приборов, нет ли посторонних шумов, работа агрегатов трансмиссии, тормозной системы, рулевого управления, световых приборов и т.д.). Проводится дозаправка топливом, маслом, техническими жидкостями. Для некоторых видов подвижного состава – санитарная обработка (для перевозящих продукты питания). Перед выездом на линию обязательно проводится контроль систем, отвечающих за безопасность движения (рулевое управление, тормозная система, световые приборы и т. д.) Проверяет механик ОТК, он же и подписывает путевой лист (разрешает выезд).

ТО- 1 проводится через определенные километры пробега (3000 – 4000тыс.), при этом автомобиль обязательно проходит мойку, проводятся операции ЕО и дополнительно проводятся предусмотренные для этого вида обслуживания операции (несложные регулировки, подтяжка креплений, проверка уровня всех жидкостей, шприцевание и т. д.).

ТО- 2 проводятся операции ТО-1, и дополнительно диагностика, стендовые испытания некоторых узлов и механизмов (стартера, генератора, узлов системы питания, зажигания, освещения и т.д.), смена масла. Проводятся все сложные регулировки. График проведения ТО такой: ТО-1,-ТО-1, ТО-1, ТО-2, 3 разаТО-1, затем ТО-2. Сейчас в сервисных книжках еще подробней расписывают периодичность ТО.

СО. Проводится 2таза в год, при переходе с лета на зиму и с зимы на лето. Этот вид обслуживания проводится вместе с подошедшим ТО-1 или ТО-2 и включает дополнительные операции (например при переходе слета на зиму – увеличивается напряжение генераторной установки с 13,5 до 14,5 вольт, утепляется капот, отключается масляный радиатор, заменяются масла на зимние сорта и т.д.). В зависимости от условий эксплуатации периодичность может корректироваться, в сторону увеличения или уменьшения срока до 10%.


sochinenie-i-podchinenie-v-slozhnom-predlozhenii.html
sochinenie-na-temu-vernost-i-izmena.html
    PR.RU™